Институт фондового рынка и управления МоскваEnglish Rambler's Top100
+7 (495) 369-04-02

Вход для клиентов
регистрация | Забыли пароль?
 

Главная Стенограмма конференции

Квалификационные курсы

31 июля 2017
Базовый курс (Вечерняя форма обучения)
 подробнее

19 августа 2017
Спецкурс серии 1.0 (Группа выходного дня форма обучения)
 подробнее

19 августа 2017
Базовый курс (Группа выходного дня форма обучения)
 подробнее

21 августа 2017
Спецкурс серии 1.0 (Дневная форма обучения)
 подробнее

21 августа 2017
Базовый курс (Дневная форма обучения)
 подробнее

21 августа 2017
Спецкурс серии 4.0 (Дневная форма обучения)
 подробнее

21 августа 2017
Спецкурс серии 4.0 (Вечерняя форма обучения)
 подробнее

21 августа 2017
Спецкурс серии 5.0 (Дневная форма обучения)
 подробнее

28 августа 2017
Спецкурс серии 3.0 (Дневная форма обучения)
 подробнее

Профессиональные семинары ИФРУ


29 августа 2017
Программа по учету финансовых инструментов некредитными финансовыми организациями в соответствии с нормативными документами Банка России
 подробнее

04 сентября 2017
Особенности профессиональной деятельности бухгалтера в строительстве
 подробнее

05 сентября 2017
Особенности бухгалтерского учета микрофинансовых организаций (МФО)
 подробнее

12 сентября 2017
Мастер-класс Михаила Рогова «Риск-менеджмент»
 подробнее

19 сентября 2017
Совершенствование нормативно-правового регулирования микрофинансовой деятельности. Отчетность микрофинансовых организаций
 подробнее

20 сентября 2017
Внутренний контроль организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг. Целевой инструктаж / повышение уровня знаний в целях ПОД/ФТ
 подробнее

21 сентября 2017
Работа менеджеров по выдаче займов
 подробнее

25 сентября 2017
Оценка стоимости предприятия (бизнеса), 104 часа
 подробнее

25 сентября 2017
Бухгалтерская (финансовая) отчётность и её анализ
 подробнее

25 сентября 2017
Курс по оценочной деятельности «Экспертиза отчетов об оценке стоимости имущества для личного и корпоративного пользования»
 подробнее

11 октября 2017
Курсы повышения квалификации контролеров управляющих компаний и НПФ
 подробнее

14 октября 2017
Мастер-класс «Корпоративные финансы. Торговое финансирование и документарные банковские операции: актуальные вопросы теории и практики, BANK PAYMENT OBLIGATION (BPO)» (Международный сертификат)
 подробнее

16 октября 2017
Эксперт-оценщик ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
 подробнее


 

finam


Стенограмма конференции

Майданюк Виктор Игоревич, Генеральный директор Фонда «Институт фондового рынка и управления»:

- Уважаемые дамы и господа! Разрешите поприветствовать всех вас в конференц-зале Московской торгово-промышленной палаты, куда мы пригласили вас, чтобы обсудить новые требования к подготовке кадров по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма, разработанные Росфинмониторингом.

По мере развития российской экономики и усложнения всей финансовой системы  развивается и теневая  сторона финансовых отношений, причем она характеризуется не только появлением новых схем, связанных с отмыванием денег, но и увеличением объема средств, направленных на финансирования криминальной деятельности. Поэтому система контроля и надзора по борьбе с легализацией преступных доходов расширяется и становится особенно значимой для устойчивого и безопасного функционирования нашей финансовой системы, для предотвращения террористических актов и других преступлений. Одним из важнейших шагов на пути к этому явилось введение нового приказа Росфинмониторинга в указанной сфере. Конечно, далеко не у всех он вызвал одобрение. На наших разъяснительных семинарах по приказу, которые мы проводим в Институте, нам постоянно приходится сталкиваться с непониманием наших слушателей сути нововведений. Поэтому задачу нашего общения на конференции я вижу в том, чтобы не просто объяснить «кому» и «что» нужно делать, но и «зачем», какой смысл в дополнительном образовании, какую пользу это может принести сотрудникам компании. Я считаю, что обучение будет способствовать совершенствованию системы внутреннего контроля организации путем повышения профессионального уровня знаний и компетенции сотрудников организаций в сфере ПОД\ФТ и приобретения ими практических навыков выявления незаконных операций, что в стратегическом плане обеспечит устойчивость финансовой системы России и ее национальную безопасность.

В течение двенадцати лет наш институт активно взаимодействует с федеральными органами государственной власти с целью распространения знаний в области развития рыночной экономики, рынка ценных бумаг. Сейчас мы активно работаем в одном из приоритетных направлений деятельности Росфинмониторинга по развитию системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в сфере ПОД\ФТ. В соответствии с типовой программой целевого инструктажа, установленной Росфинмониторингом, наш институт при содействии Международного учебно-методического центра финансового мониторинга стал проводить обучение работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами в целях противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. По окончании обучения слушателям выдается сертификат, сведения о которых передаются в Росфинмониторинг.

За помощь в подготовке конференции хочу поблагодарить наших партнеров - руководство Московской торгово-промышленной палаты и лично Николая Егоровича Карташева, Генерального директора МТПП за то, что предоставили возможность провести конференцию в этом зале и за оперативную помощь в ее организации. Также я хочу выразить благодарность Александру Геннадьевичу Баталову, Генеральному, директору Международного учебно-методического центра финансового мониторинга за содействие в ходе подготовки конференции.

Важную роль в исполнении законодательства о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма играют надзорные органы, поэтому я особенно благодарен  Горячеву Никите Андреевичу, Начальнику отдела финансового мониторинга и государственного контроля операций с драгоценными металлами Пробирной Палаты России за то, что он согласился уделить время нашей конференции и рассказать об особенностях обучения сотрудников в подотчетных их ведомству организациях. К сожалению, сегодня утром к нам пришел факс от Заместителя руководителя Федеральной службы страхового надзора г-на Ульбашева с извинениями о невозможности принять участие в нашей конференции по служебной необходимости. В связи с этим все вопросы, которые возникнут у представителей страховых компаний в ходе сегодняшнего мероприятия, будут записаны, обобщены и переданы для получения разъяснения в службу страхового надзора, а после получения ответов на них мы свяжемся с вами в индивидуальном порядке.

В работе пленарного заседания мы постараемся осветить основные моменты по действию нового приказа, в целом по системе финансового мониторинга и государственного контроля, а на круглом столе мы сможем акцентировать внимание уже на более частных вопросах, касающихся той или иной профессиональной деятельности компаний.

Надеюсь, что участие в конференции позволит вам услышать ответы на все интересующие вас вопросы и получить полезные практические советы по организации обучения в целях ПОД/ФТ.

Карташев Николай Егорович, Генеральный директор Московской торгово-промышленной палаты:

- Я в свою очередь хочу поблагодарить вас за то, что для обсуждения столь важной темы вы выбрали Московскую торгово-промышленную палату. Тема сегодняшней встречи очень важна, поскольку задача борьбы с отмыванием денег представляется достаточно сложной в Росси в силу имеющейся у нас специфики. Последние годы активно совершенствуется законодательство в сфере противодействия отмыванию доходов, но несмотря на усилие надзорных и правоохранительных органов на рынке регулярно появляются новые схемы, направленные на легализацию доходов, полученных преступных путем и выведенных за рубеж. Различают более 120 типологий отмывания денег. Основные из них – мошенничество со счетами, мошенничество с подставными компаниями, обналичивание или обезналичивание денег, создание видимости получения кредита, как правило, с компаниями в юрисдикцией оффшорных зон, многократные операции через эти компании, злоупотребление с векселями фиктивных организаций, в том числе и приобретение по этим векселям фиктивных товаров и услуг, многократное перемещение наличных денег как в России, так и за ее пределами, реинвестирование в российскую экономику капитала, полученным преступным путем, создание юридических элит для смешения преступных доходов с легальным бизнесом, продажа интеллектуальной собственности в комбинации с мошенничеством по счетам и т.д.

Преступления по отмыванию денег все чаще преследуются по суду, количество расследований возросло за последние пять лет более чем в десять раз. Однако, учитывая уровень организованной преступности и коррупции,  работа в этом направлении должна вестись неснижаемыми темпами. Необходимые меры – изучение положительного опыта реализации политики по противодействию отмыванию доходов российских и зарубежных организаций, улучшение координации взаимодействия российских банков и государственных органов, совершенствование банковского законодательства, включая небанковские денежные потоки, совершенствование функционирующей системы внутреннего контроля и финансовых махинаций институтов. Это и надлежащая проверка клиентов и партнеров, и изучение целей сделок, и фиксирование результатов, обучение персонала, эффективность которого непосредственно связана с уровнем квалификации подготовки персонала по обсуждаемым сегодня вопросам. В последнее время участились случаи, когда организации становятся невольными участникам нарушения законодательства в связи с некомпетентностью своих сотрудников. Необходимо обучать сотрудников, распознавать и выявлять нелегальные и сомнительные операции, вести внутренний контроль. В этой связи трудно переоценить сегодняшнее мероприятие. Надо сказать, наша палата пытается не оставаться в стороне от обсуждаемой сегодня темы. Мы довольно часто проводим разного рода мероприятия. В основном  благодаря тем инструментам, которые существуют в организационной структуре палаты. Это и бюро экономической безопасности, и международная школа бизнеса, и отраслевое объединение негосударственной структуры безопасности и недавно созданный антикоррупционный комитет. Об организационной структуре палаты я могу говорить еще долго, но я хочу уступить время специалистам, которые собрались здесь, чтобы поделиться опытом, знаниями и существующими в этой области методиках. Еще раз хочу пожелать всем участникам конференции плодотворной работы.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга»:

- Спасибо за предоставленное слово и за возможность обсудить сегодня актуальные проблемы подготовки кадров в сфере ПОД/ФТ. Как уже было отмечено, лица, которые связаны с отмыванием доходов привлекают большое внимание и специалистов международных организаций и надзорных органов Российской Федерации. В 2007-2008  Россия проходила третий раунд оценки международной организации по борьбе с отмыванием  доходов ФАТФ. Несмотря на то, что в целом оценки были удовлетворительны, организация выдвинула ряд требований  и рекомендации, в том числе касающихся темы повышения квалификации и подготовки кадров, комплаенс-офицеров. Сегодня от профессионализма этой категории сотрудников зависит, насколько организации смогут противостоять криминальным проявлениям. К сожалению, некоторые компании сознательно идут на эти операции. Я думаю, что аудитория, которая сегодня собралась и прониклась этими проблемами, главной свой целью ставит предотвращение проникновения  криминалитета в организации и соответственно заинтересована в повышении квалификации своих сотрудников, которые обязаны противодействовать данным преступлениям. Программы повышения квалификации и подготовки кадров были предусмотрены действующим законодательством еще в 2002 году, но четкое определение сроков, форм, требований к программам обучения содержатся в приказе, который мы сегодня обсуждаем. В нем определены сроки, формы, лица, которые должны проходить обучение, а также требования к учету документов и контролю прохождения обучения. Приказ предусматривает систему подготовки повышения квалификации ряда сотрудников. Это прежде всего специальные должностные лица, а также иные лица, перечень которых определяется руководителем организации. К ним относятся: руководители организаций и филиалов, заместители руководителей, главные бухгалтера, работники юридического подразделения, работники службы внутреннего контроля, а также иные работники, которые дополнительно будут определены руководителям. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что и международное сообщество  и Росфинмониторинг уделяют большое значение работе каждого из этих сотрудников, имеющих возможность в силу своих профессиональных обязанностей идентифицировать клиента и риски, связанные с отмыванием доходов на каждом этапе осуществления сделки в вашей организации. Поэтому в систему подготовки кадров повышения квалификации наряду с главной ролью специального должностного лица также введены те сотрудники, которые имеют отношение к заключению сделок и работе с клиентами. На семинарах часто задают вопросы, всех или не всех сотрудников нужно направлять на обучение. Главный принцип в том, что в этот перечень были включены сотрудники, которые действительно имеют возможность идентифицировать подозрительность сделки, выявлять их и оценивать риски, связанные с ними.

Приказ также определяет формы обучения. Таких форм сегодня пять - вводный инструктаж, плановый и внеплановый инструктаж, целевой инструктаж и последняя форма обучения - самостоятельное изучение нормативных актов и правил внутреннего контроля. Каждая из этих форм имеет свои особенности, но их можно группировать по тем лицам, которые проводят это обучение: вводный, плановый и внеплановый инструктажи осуществляются специальными должностными лицами. Это внутренняя программа вашего обучения. Целевой инструктаж - единственная форма, которая проводится внешними обучающими центрами, такими, к примеру, как организатор данного мероприятия и наш партнер – Институт фондового рынка и управления. Все эти пять форм должны быть предусмотрены программами повышения квалификации сотрудников организации, а в свою очередь данные программы являются неотъемлемой частью правил внутреннего контроля организации. Основания, определяющие проведение той или иной формы, в приказе четко прописаны, как и сроки их проведения и фиксация результатов проведения инструктажей. Если говорить о формах обучения внутри организации, то здесь порядок фиксации результатов определяется организацией самостоятельно. В настоящее время на согласование в Минюсте находится проект приказа, который вносит новшества в рекомендации по разработки правил внутреннего контроля. Существует специальная программа правил внутреннего контроля, которая касается организации служб внутреннего контроля и организации системы обучения. Но по-прежнему формы фиксации сведений вы выбираете самостоятельно. Это могут быть привычные вам журналы о прохождении обучения или сертификаты внутреннего образца. Если говорить о целевом инструктаже, то здесь свидетельства выдаются установленной формы. Обучение по целевому инструктажу проходит по типовой программе. По поручению Росфинмониторинга международный учебно-методический центр разработал эту типовую программу и 28 апреля она была утверждена. Она есть на сайте Росфинмониторинга и у каждого из наших партнеров. Исходя из типовой программы, каждая обучающая организация разрабатывает собственную программу обучения и по ней проводит целевой инструктаж.

В этой программе прописаны и требования к лицам, которые проводят обучения, и категории лиц, обязанных проходить обучение, и вопросы организации целевого инструктажа, и документы, которые выдаются после его прохождения. Хотелось бы отметить главную цель проведения целевого инструктажа – это получение базовых актуальных сведение в сфере ПОД/ФТ, изучение правил внутреннего контроля, а также иных распорядительных документов, которые определяют положение в этой сфере.

Обращают на себя внимание также процедуры обязательного контроля, которые российское законодательство определило в ст.6 Закона № 115-ФЗ. Такой институт предусмотрен в законодательстве не всех стран. В некоторых странах действуют исключительно процедуры внутреннего контроля. Исходя из нашего менталитета, ряд признаков подозрительности сделок был включен в действующее законодательство именно в качестве обязательных требований. Процедуры обязательного контроля как раз содержат все признаки тех подозрительных операций, которые в наибольшей степени подвержены риску ПОД/ФТ и при которых организация обязана идентифицировать клиента и направлять сведения в Росфинмониторинг. Международные эксперты при прохождении инспекции указывали на необходимость усиливать работу и готовить кадры именно по выявлению идентификации необычных сделок. В общем смысле критерии этих сделок прописаны в ст.7 Закона № 115-ФЗ, но они прописаны очень общо. К ним относятся: путаный характер совершения операции, не соответствующий целям организации,  а также иные обстоятельства, которые свидетельствуют о возможности проведения сделки в целях отмывания доходов. В приказах № 983 и № 104 были прописаны ряд признаков и критериев подозрительных сделок.

Сегодня Росфинмониторинг разработал новый приказ № 103 от 08.05.2009г., который значительно расширяет критерии и признаки подозрительных сделок. Он сейчас также находится на согласовании в Минюсте, но с ним уже можно ознакомиться на сайте Росфинмониторинга. Значительно возросло количество критериев и признаков подозрительных сделок. Критерии имеют общий характер, признаки касаются конкретной деятельности организации. Хотелось бы подчеркнуть, что и в законе, и в рекомендациях по разработке правил внутреннего контроля, и в программах повышения квалификации, есть следующая оговорка: программа обучения и правил внутреннего контроля разрабатывается с учетом особенностей деятельности организации и особенностей ее клиентов. В большей степени выявление необычных сделок ложится именно на плечи сотрудников организации. Именно поэтому мы сегодня обсуждаем вопросы подготовки кадров и поэтому Росфинмониторинг и все обучающие организации уделяют большое внимание подготовки повышения квалификации кадров в сфере ПОД/ФТ. Именно от вашей скоординированной и четкой работы зависит эффективность деятельности системы ПОД/ФТ, поскольку именно вы выявляете критерии, оцениваете риски тех или иных сделок и принимаете решение о направлении этих операции в Росфинмониторинг. Соответственно эффективность проводимой аналитической работы напрямую зависит от качества тех сообщений, которые вы направляете. Поэтому и Росфинмониторинг и учебные центры рассматривают службы внутреннего контроля организаций и ваших специалистов  как основную часть общей системы ПОД/ФТ.  И здесь мы находимся с вами по одну  сторону баррикад. Никто из надзорных органов не ставит своей целью максимально зажать и сделать невозможной работу служб внутреннего контроля. Поэтому мы сегодня и собрались, чтобы обсудить эти вопросы.

Я бы хотел поблагодарить всех за то, что пришли, поблагодарить организаторов за это мероприятие. Надеюсь, что тот разговор, который сегодня состоится, будет иметь практическое значение и будет содействовать развитию профессионализма в целях ПОД/ФТ.

Майданюк Виктор Игоревич, Генеральный директор Фонда «Институт фондового рынка и управления»:

- Большое спасибо Александру Геннадьевичу за такое содержательное выступление. Чтобы не прерывать наше мероприятие, мы сразу перейдем к обсуждению тематики нашей конференции за круглым столом, где мы сможем подискутировать, подробнее пообщаться по тем вопросам, которые сегодня были затронуты в приветственных выступлениях.

Барменкова Татьяна Дмитриевна, Директор программ Фонда «Институт фондового рынка и управления»:

- Хочу поприветствовать всех, кто нашел время и силы, чтобы прийти в такой жаркий июльский день. Видимо тема, заявленная в конференции, для вас очень важна и актуальна. Я бы хотела сказать о том, как будет построен наш круглый стол. Каждый из докладчиков выступит, а после каждого выступления вы можете задавать вопросы докладчику. После ответов на все вопросы мы проведем розыгрыш пяти сертификатов на прохождение целевого инструктажа в ИФРУ. А для того, чтобы вы уже могли пообщаться между собой, мы приглашаем вас на чашечку чая после завершения конференции. В круглом столе участвуют: Генеральный директор МУМЦФМ Баталов Александр Геннадьевич, президент Ассоциации факторинговых компаний Грицай Ольга Евгеньевна и директор по правовым вопросам Ассоциации факторинговых компаний Копина Анна Анатольевна. Сегодня мне позвонил исполнительный директор Лиги ломбардов Томсон Александр Григорьевич и сказал, что, к сожалению, не сможет прийти, но он просил передать всем участникам конференции, что считает очень важным ваше присутствие сегодня и то, что вы понимаете, насколько серьезен приказ № 256. С лигой ломбардов мы активно сотрудничаем, на их сайте вы можете увидеть приглашение на нашу конференцию. Так что если у вас будут возникать вопросы, обращайтесь, мы на них ответим.

Я бы хотела остановиться на приказе № 256 и отметить самые важные моменты. Александр Геннадьевич уже назвал перечень сотрудников, которые обязательно должны проходить целевой инструктаж. Сроки обучения: для специальных должностных лиц – раз в год,  для всех остальных – не реже, чем один раз в три года. Я бы хотела повторить, что организация сама решает, какие сотрудники в соответствии с приказом должны проходить целевой инструктаж, а составленный план-график утверждает руководитель организации. Вводный, плановый и внеплановый инструктаж проводит специальное должностное лицо самостоятельно. Вводный инструктаж проводится, например, при приеме нового сотрудника на работу в организацию или при переходе сотрудника на другую должность. Внеплановый проходит по мере необходимости:  когда вступают в силу новые нормативные документы или вводятся изменения по внутренним документам организации. Как будут проверяться знания, будет это тестирование или другой вид проверки, определяет специальное должностное лицо и утверждает руководитель организации.

Что касается целевого инструктажа, то он проводится по типовой программе, утвержденной Росфинмониторингом. Она включает в себя не только содержание инструктажа, но и все что касается организации внутреннего контроля, определения необычных сделок, требования к обучающим организациям. Эти организации обязаны заключить соглашение с МУМЦФМ для того, чтобы проводить обучение в целях ПОД-ФТ. Первым учебным центром в Москве, заключившим такое соглашение стал Институт фондового рынка и управления. За время проведения целевых инструктажей, институт выдал более 80 свидетельств, данные о которых поступают в Росфинмониторинг. В рамках целевого инструктажа слушатели ИФРУ имеют возможность получить в полном объеме информацию по организации системы внутреннего контроля в своей компании, сведения об обязательных требованиях, предъявляемых к специальному должностному лицу, рекомендации и необходимые материалы для проведения внутри компании вводных, плановых и внеплановых инструктажей

В типовой программе есть также требования к свидетельствам. В материалах конференции есть образец этого свидетельства. Там должны быть следующие данные – ФИО лица, наименование компании, номер свидетельства. Все эти данные поступают в Росфинмониторинг, который их дальше отслеживает. Сейчас я хочу предоставить слово Ольге Евгеньевне.

Грицай Ольга Евгеньевна, Президент Ассоциации факторинговых компаний:

- Хочу поприветствовать всех участников круглого стола. Особенно мне приятно, что много факторинговых компаний заявили о своем участии. Совсем недавно мы решили провести аналогичное мероприятие, но так как заявилось очень мало участников, были вынуждены его отложить. Надеюсь, что эта конференция будет для всех полезной. Уже много было сказано о приказе. От себя хочу добавить, что факторинговые компании только год назад оказались в рамках действия закона о ПОД/ФТ. И поэтому, к сожалению, в факторинговых кругах нет четкого понимания, зачем их должны контролировать, нет представления о том, что нужно встать на учет, пройти обучение. Поэтому я хочу донести до рынка как важно, тем более со стороны надзорного органа предъявляется много санкций, и были уже случаи, когда после прохождения проверок Росфинмониторинг штрафовал компании  за несоблюдение стандартов и правил предоставлении информации. Очень важно стать на учет в Росфинмониторинг, чтобы вас как минимум могли найти. Наша ассоциация, которая призвана объединить в рамках своего профессионального сообщества все факторинговые компании, призывает те компании, которые не являются нашими членами  сообщать о себе в нашу организацию, потому что Росфинмониторингу и учебным центрам намного проще общаться с нами как с профессиональным объединением, чем  искать где-то по рынку все факторинговые компании, о которых часто никто ничего не знает.

Следующий момент, на который я бы хотела обратить внимание – почему это важно. Совсем недавно в нашей отрасли произошло знаменательное событие – был принят закон, который отменил лицензирование факторинговой деятельности и, по сути, рынок остался без государственного регулирования. В принципе регулировании и не было как такового, поэтому сейчас надзорные функции у Росфинмониторинга Они являются как бы компенсирующим механизмом государственной регуляции. Поэтому нельзя говорить о том, что эти функции излишне. Тем более, как было сказано ранее, в прошлом году была проверка ФАТФ и очень много было инициатив, корректирующих законодательство в области ПОД/ФТ. Как раз по правилам ФАТФ, факторинговые компании подпадают под определение финансовой организации и, если мы не хотим оказаться в черном списке то мы должны осуществлять контроль по ПОД/ФТ, в том числе и лизинговых  операции, проводимых факторинговыми компаниями. Более того, рынок наш осуществляется по модели Европы, а в Европе как на национально уровне, так и на наднациональном уровне осуществляется надзор со стороны аналогичных органов. Так что и у нас это должно было когда-нибудь случиться. Поэтому у меня ко всем компаниям убедительная просьба встать на учет в Росфинмониторинг и ответственно отнестись к правилам формирования внутренних стандартов, осуществлять передачу информации в Росфинмониторинг в установленном порядке и направлять своих сотрудников на обучение. Потому что как только начнутся проверки, начнутся и штрафы. А штрафы очень большие, юридическое лицо могут оштрафовать до 500 000 руб. плюс 90 дней могут наложить мораторий на осуществление деятельности. Санкции очень жесткие. Поэтому во избежание таких ситуаций очень важно внимательно отнестись к приказу. В рамках своей ассоциации мы также хотим открыть семинары, нацеленные именно на сотрудников факторинговых компаний, учитывая нашу специфику.

Копина Анна Анатольевна, директор по правовым вопросам Ассоциации факторинговых компаний:

- Добрый день, очень приятно, что вы организовали такой круглый стол. Ольга Евгеньевна уже высказала нашу позицию. Я бы хотела добавить только то, что действительно этот приказ имеет большое значение. Именно факторинговым компаниям сейчас в какой-то степени особенно сложно, потому что у нас нет отработанной практики, и мы сталкиваемся только с теми своими проблемами и ситуациями, которые были выработаны в процессе выявления мошеннических операций, поэтому образование для сотрудников имеет большое значение не только для соблюдения закона, но и для обмена опытом.

Вопрос из зала о критериях для выявления подозрительных сделок в факторинговой сфере.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга»:

 - Сегодня тенденция обучения сводится к тому, что целевой  инструктаж стараются организовывать в рамках специализированной аудитории. В приказе № 103 от 08.05.2009г. новые критерии сделок  - это только рекомендации Росфинмониторинга, которые были выявлены исходя из сложившейся практики проверок и обобщенного опыта. Но я подчеркиваю, что разработка правил внутреннего контроля - это обязанность самой организации. Я понимаю, что дамоклов меч в виде наказания по закону очень тяжел, но вы в принципе сами должны быть заинтересованы в том, чтобы криминалитет обходил вас стороной и не втягивал в свои сомнительные финансовые операции. Поэтому система обучения совершенствуется по мере того, как вы нарабатываете положительный опыт выявления мошеннических схем. И чем больше вы будете обучаться в рамках тех или иных форм обучения, стандарты и уровень  системы внутреннего контроля в ваших организациях будет на более высоком уровне. Уже было сказано о черном списке - это не просто бумага, которой можно пугать, сегодня ФАТФ внимательно начинает подходить к государствам, которые в той или иной мере не соответствуют требованиям международных стандартов. Надо понимать, что если государство попадет в этот перечень, то штрафные санкции будут применять ко всем субъектам. И проводить экономические сделки с нашими иностранными партнерами будет затруднительно для каждого из нас. Поэтому я поддерживаю Ольгу Евгеньевну в том, чтобы организации проявили лояльность по выполнению закона ПОД/ФТ, стали на учет в Росфинмониторинг, согласовали правила внутреннего контроля  и подошли не формально к разработке этих правил с учетом того опыта, который сегодня у каждого из вас нарабатывается.

Барменкова Татьяна Дмитриевна, Директор программ Фонда «Институт фондового рынка и управления»:

- Конечно, виды деятельности сильно отличаются. Подробно о том, какие есть критерии необычных сделок в конкретных организациях рассказывается на целевом инструктаже. В нашем институте мы проводим обучение по видам деятельности, где специалисты могут уделить больше внимания конкретным вопросам.

Горячев Никита Андреевич, Начальник отдела финансового мониторинга и государственного контроля операций с драгоценными металлами Пробирной Палаты России:

- Пробирная палата Росси всецело поддерживает проведении целевых инструктажей, поскольку большое количество организаций согласовало правила внутреннего контроля довольно давно. В 2003 году, когда организации осуществляли скупку драгоценных металлов, многие попали под действие Закона № 115-ФЗ. Довольно существенные изменения произошли в законодательстве, но не все организации пересогласовали правила внутреннего контроля и до сих пор действуют по старому законодательству. Были внесены изменения в приказы № 983 и № 104, где также нашли критерии и признаки сомнительных сделок, которые давала Пробирная палата.

Вопрос из зала об обучении представителей филиалов.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

- Ситуации здесь понятна, в приказе № 256 написано, кто проходит обучение из сотрудников филиала. Но я обращаю внимание на последний пункт – а также «иные работники», которые имеют возможность выявлять и оценивать риски. Нет прямого указания в данном случае, но есть некоторые лица, которые осуществляют сделки, связанные с процедурами внутреннего контроля. Руководитель вашей организации принимает решение, что эти лица в силу своих служебных обязанностей должны быть включены в перечень лиц, обязанных проходить обучения в целях ПОД/ФТ один раз в три года. Сейчас готовится документ, в котором говорится, что если количество работников в филиале менее 12, то исходя из правил внутреннего контроля контроль может осуществлять специальное должностное лицо. Если количество работников в филиале более 12, то в данном случае руководитель или специальное должностное лицо должны проходить обучение.

Вопрос из зала о списке обучающих организаций.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

- Спасибо за вопрос. В настоящее время МУМЦФМ разработал порядок заключения соглашения о сотрудничестве с обучающими организациями, имеющими право на проведение целевого инструктажа. Главная цель, которую мы ставили, было не монополизация рынка, а обеспечение возможности пройти обучение у наших партнеров с наибольшим приближением к месту вашего расположения. Поэтому мы активно поддерживаем наших партнеров, например Институт фондового рынка и управления. В рамках заключения соглашения МУМЦФМ передает типовую программу целевого инструктажа на безвозмездной основе и плюс к этому предоставляет определенное количество специализированной литературы в сфере ПОД/ФТ.

На настоящий момент заключено двадцать соглашений с обучающими организациями, начиная от Дальнего Востока до Северо-Запада. Практически мы охватили всю территорию Российской Федерации. Список этих организаций вывешен на сайте МУМЦФМ. Мы планируем немного переделать наш сайт, чтобы он был более удобен для поиска информации, чтобы каждый из вас мог свободно получить информацию о том учебном центре, в котором он хочет пройти обучение и информацию обо всех  централизованных мероприятиях. Наших партнеров мы тоже просим, чтобы они отмечали, что сотрудничают с МУМЦФМ. Если говорить о ценах, то они сегодня разные в разных центрах, это зависит от уровня, специализации и формы проводимого мероприятия. Мы готовы развивать программы мероприятий, чтобы они в большей степени отвечали вашим запросам. Сегодня больше всего распространены базовые программы. Но мы понимаем, что вы в своей профессиональной деятельности растете и поэтому главная цель наших партнеров и нас – обеспечить вам соответствующий уровень проведения целевого инструктажа. В будущие годы мы будем стараться ранжировать наши семинары, чтобы люди с более высокой профессиональной подготовкой получили возможность уже в иных формах получить ответы на узко специализированные вопросы. Кроме того, некоторые наши партнеры сегодня реализовывают дистанционное обучение.

Барменкова Татьяна Дмитриевна, Директор программ Фонда «Институт фондового рынка и управления».

- ИФРУ проводит видеотрансляцию в другие города для тех, кто не имеет возможности приехать. Эта форма обучения для них очень удобна. Мы проводим семинар в ИФРУ и транслируем его в другой город, слушатели задают вопросы по электронной почте и наши преподаватели в прямом эфире на них отвечают. Этот вид обучения мы проводим с июня месяца и планируем в дальнейшем его совершенствовать.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

- Спасибо нашим партнерам, поскольку это делается прежде всего в интересах тех лиц, которые хотят пройти обучение. Находясь в разных регионах, они имеют возможность дистанционно просмотреть обучающее мероприятие. Сегодня у нас и во Владивостоке, и в Новосибирске, и даже в Магадане группы слушателей общаются,  могут задать вопросы специалистам центральных аппаратов, в том числе и надзорных органов.

Вопрос из зала о требованиях к обучающим организациям.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

- Они прописаны только в типовой программе, никаких дополнительных требований МУМЦФМ на сегодняшний момент не предъявляет. Мы не можем вводить аккредитацию или лицензирование для обучающих организаций, так как это не прописано в законе, а нарушать его мы не хотим. Главная цель – это доведение определенных стандартов обучения и подготовки специалистов в сфере ПОД/ФТ и обеспечение потребности Росфинмониторинга в сведениях о лицах, которые прошли обучение по программам целевого инструктажа, это своего рода показатель лояльности финансовых организаций к системе ПОД/ФТ. Если вы согласуете и выполняете правила внутреннего контроля, проводите программу на основе этих правил – это демонстрирует вашу лояльность и в целом желание выполнять законодательство.

Вопрос из зала о том, в какие сроки необходимо согласовывать правила внутреннего контроля.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

- Поскольку приказ был зарегистрирован 28 апреля 2009 год, то на этот год, я думаю, нужно исполнить это обязательство в продуманные сроки и до 31 декабря утвердить план-график. Сегодня действующими нормативными документами не прописан срок, когда вы обязаны вносить изменения в правила внутреннего контроля и направлять их в надзорный орган. Я знаю, что готовится документ, который эти сроки будет прописывать, но пока этот документ не издан, мы не можем говорить о наличии жестких сроков. Но я могу сказать свою позицию по этому вопросу. Организация самостоятельно разрабатывает правила внутреннего контроля, постоянно проводит мониторинг возникающих рисков и должна самостоятельно быть заинтересована во внесении изменений в свои правила. Если вы их не внесли, но вы в курсе изменений в действующем законодательстве и в своих процедурах их выполняете, я не думаю, что надзорные органы будут вам предъявлять жесткие требования. Ведь вы выполняете все-таки законодательство, а не соблюли процедуру, которой сегодня в законе нет. Есть другой вариант – вы не внесли изменения в правила внутреннего контроля, и при проведении проверок надзорными органами выявляется, что допущено нарушение, которое явилось следствием того, что вы не внесли изменения. Здесь это будет рассматриваться как условие способствующее нарушению. В данном случае надзорный орган будет фиксировать выявленные нарушения, и претензии соответственно будут предъявляться к организации внутреннего контроля.

Вопрос из зала о содержании практических занятий, проводимых специальным должностным лицом.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

- С точки зрения фиксации не хотелось бы, чтобы журнал о проведении практических занятий переводили в формальность. Специальное должностное лицо может разработать примеры подготовки выявления подозрительных операций, практические примеры составления сообщений в Росфинмониторинг, провести практические занятия по работе с АРМ  организациями. Хотелось бы обратить внимание, что в настоящее время готовится документ, который обязывает финансовые организации направлять сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю и подозрительных сделках в автоматизированном режиме с использованием АРМ организации. Только в исключительных случаях будет разрешено организациям направлять эти сведения на бумажных носителях. По заявлению в Росфинмониторинг такая возможность будет рассматриваться для некоторых компаний и будут прописаны случаи, когда компании, наоборот, не могут направлять сведения в автоматизированном режиме.

Подготовка сообщений в Росфинмониторинг – пример практического занятия, но их может быть сколь угодно много, все зависит от творчества и фантазии специального должностного лица.

Вопрос из зала о фиксации результатов прохождения обучения внутри организации.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

- В приказе написаны общие документы о прохождении обучения. Чем вы будете подтверждать его, вы должны прописать в программе по подготовке кадров: какая форма фиксации для какой формы обучения. Это может быть выписка из журнала.

Вопрос из зала по поводу автоматизированной системы для передачи данных.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

- Это автоматизированное рабочее место организации. Заявление на получение АРМа есть на сайте Росфинмониторинга. АРМ предоставляется организации бесплатно. На сайте есть инструкция по его установке и использованию.

Вопрос из зала о том, зачем вводятся требования по автоматизированной передачи данных.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

- Это вопрос развития и целесообразности развития системы ПОД/ФТ в целом. В Росфинмониторинг ежегодно поступают порядка 8 млн. операций. Поэтому сегодня для получения оперативных сведений служба заинтересована в том, чтобы эти поступления в онлайновому режиме сразу шли на стол аналитику. Работа с бумажным носителем требует дополнительного времени. Специфика легализации и поиска денег, которые преступники пытаются отмывать, иногда касается одного-двух дней. Поэтому для усиления эффективности деятельности Росфинмониторинга вводятся такие требования.  

Вопрос из зала о том, будут ли изобретены типовые правила для разных видов деятельности.

Горячев Никита Андреевич, Начальник отдела финансового мониторинга и государственного контроля операций с драгоценными металлами Пробирной Палаты России:

- Пробирная палата считает, что распространять типовые правила не целесообразно. В приказах №983 и №104  есть исчерпывающий перечень пунктов, которые должны содержать правил внутреннего контроля, а правила внутреннего контроля должны разрабатываться с учетом специфики деятельности организации. И не создавать типовые правила, как это было в начале, когда в организациях, на которых распространяется действия закона №115-ФЗ, гуляли шаблоны правил внутреннего контроля, которые бездумно согласовывались и утверждались. Потом приходила проверка и выявляла, что деятельность в организации полностью не соответствует правилами, и это отмечалось как обстоятельство, способствующие нарушению. Поэтому создавать шаблонные правила нецелесообразно.

Барменкова Татьяна Дмитриевна, Директор программ Фонда «Институт фондового рынка и управления».

- Мне кажется, что любой целевой инструктаж состоит в том, чтобы преподаватель обязательно рассказал, как нужно построить систему внутреннего контроля. Наши преподаватели предоставляют типовые правила внутреннего контроля и дают рекомендации по организации системы внутреннего контроля в компании.

Вопрос из зала о том, почему агентства недвижимости включены в сферу деятельности закона ПОД/ФТ.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

 - В силу специфики деятельности рынка недвижимости в Российской Федерации. Вы отлично знаете, что по многим сделкам вы рассчитываетесь с большим теневым оборотом наличности. К тому же международные стандарты требуют, чтобы организации осуществляющие операции с недвижимостью, были участниками системы ПОД/ФТ. В данном случае российский законодатель эти требования в законе №115-ФЗ исполнил. Это сектор, который считается достаточно рискованным, с точки зрения отмывания дохода. Сегодня отмечалось, что часть подозрительных операций вытесняется из банковского сектора, в том числе они вытесняются и в эти сопутствующие организации. Этот аспект еще раз подтверждает не формальный подход к разработке правил внутреннего контроля. Можно получать только комиссию, но будем откровенны, при совершении сделок вы имеете возможность оценить весь характер проводимой сделки и характер их участников. Поэтому с точки зрения эффективности информация, которая выявляется о подозрительных сделках риэлторами, очень актуальна и интересна.

Если вы оцениваете сделку как подозрительную, за вами закреплено право запросить у клиента дополнительную информацию, которая позволит вам прийти к выводу, что эта сделка действительна носит необычный характер. Только после этого вы принимаете решение о направлении этой сделки в Росфинмониторинг.

(реплика из зала) - Тогда у меня не будет клиентов никогда!

- Вот вы сами ответили на свой вопрос. То есть вы заинтересованы в привлечении подозрительных клиентов, вне идентификации, не выполнения требований вне закона, но почему-то предъявляете претензии.

Горячев Никита Андреевич, Начальник отдела финансового мониторинга и государственного контроля операций с драгоценными металлами Пробирной Палаты России:

- Хотелось бы сказать, что правила внутреннего контроля направлены не только на предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, но и на выявления лиц, замеченных в экстремистской деятельности или в отмывании денежных средств. Как вы можете, не идентифицируя лиц, исполнить обязательства по ПОД ФТ?

Барменкова Татьяна Дмитриевна, Директор программ Фонда «Институт фондового рынка и управления».

- Есть закон, в котором указано, что организации должны проводить контроль за операциями с денежными средствами, есть цифры – 600 000 рублей , 3 000 000 000 рублей и любое юридическое лицо обязано выполнять законодательство.

Наш институт уже 12 лет осуществляет образовательную деятельность на фондовом рынке. Любой сотрудник, имеющий отношение к операциям с ценными бумагами, должен обязательно иметь аттестат. Чтобы его получить, нужно сдать два сложнейших экзамена. Если у сотрудника нет аттестата, то ее не допускают к операциям с ценными бумагами. И первое, что смотрит ФСФР при проверке – штатную структуру и наличие аттестата у данного сотрудника. Мне кажется, в области Росфинмониторинга это новое направление – обязательное обучение сотрудников, осуществляющих операции с денежными средствами. Это серьезнейший вопрос, касающийся защиты нашего государства. Люди должны быть грамотны, специальные должностные лица должны сами обучаться и обучать сотрудников своей организации.

Целевой инструктаж в ИФРУ проводится по различным видам деятельности. Так как это первый год обучения, целевой инструктаж один и тот же для специального должностного лица и для иных сотрудников. С нового года мы планируем изменить содержание программы для специального должностного лица. МУМЦФМ тоже продумывает, в каком направлении это будет развиваться. Наверное, будут вводиться тестирования и экзамены для получения свидетельства. Мы оформляем свидетельство в соответствии с типовой программой, которая принята Росфинмониторингом.

Вопрос о том, как действовать руководителю организации, если обучили сотрудника, а он перешел в другую компанию.

Баталов Александр Геннадьевич, Генеральный директор АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

- В свидетельстве указывается должность лица – чтобы можно было идентифицировать конкретное должностное лицо с организацией, которая стоит на учете. Чтобы Росфинмониторинг мог проанализировать какие организации лояльны к системе ПОД/ФТ, и какие вели обучение. Но сертификат выдается все-таки физическому лицу. И если это лицо перешло на работу в другую компанию, то из надзорных органов никто не будет предъявлять претензии. Главное, чтобы работу выполняло квалифицированное лицо. А вот организация, из которой ушел сотрудник, обязано будет назначить новое должностное лицо и направить его на прохождение обучения.

 

 

 





© 2006 - 2017 «Институт фондового рынка и управления» -
Все права на представленные материалы и фотографии защищены.
Пишите на info@ifru.ru


    Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru